Товарные знаки должны обладать уникальностью, однако нередко конкуренты создают свои бренды, похожие на известные товарные знаки для получения выгоды. Защитить репутацию позволяет проведение искусствоведческой экспертизы. Что это за исследование, когда требуется проверить товарный знак и как доказать схожесть знаков до степени смешения? Рассмотрим в статье.

Искусствоведческая экспертиза – исследование, которое позволяет установить подлинность объектов, их историческую и культурную ценность. В ходе данной экспертизы исследуют не только объекты искусства и ремесла, но и объекты интеллектуальной собственности – например, графические элементы рекламы и товарные знаки. При этом перед экспертом в первую очередь встаёт вопрос – имеется ли различие/сходство до степени смешения между исследуемыми знаками? Именно на него он и должен ответить в рамках своего исследования.

Искусствоведческая экспертиза товарных знаков основана на знаниях в сфере культурно-исторических значений символов и закономерностей художественно-эстетического восприятия. Данное исследование требует профессиональной подготовки экспертов не только в сфере дизайна графических элементов и лингвистики, поскольку товарные знаки могут сочетать в себе изобразительные и текстовые элементы, но и в области искусствоведения.

Когда требуется исследование товарных знаков?

Товарный знак – не только средство индивидуализации товаров услуг, но и юридическая сторона бренда. Он выполняет ряд полезных функций для бизнеса: защищает от конкурентов, позволяет увеличить стоимость бизнеса (товарный знак – актив), делает бизнес узнаваемым.

При регистрации товарного знака есть важное правило: полностью одинаковые знаки не могут быть зарегистрированы, как не могут быть зарегистрированы и знаки, совпадающие до степени смешения по аналогичным продуктам или услугам. Что значит «до степени смешения»? Это товарные знаки, имеющие небольшие различия, но всё равно похожие до такой степени, что данное обстоятельство может ввести покупателя в заблуждение. Например, покупатель может подумать, что приобретает продукт одного бренда, но на самом деле это совершенно другой товар.

Исходя из этого, особенно актуален вопрос проверки товарного знака на предмет совпадений перед его регистрацией. Если на рынке появилась контрафактная продукция, обозначенная чужим товарным знаком, вследствие чего возник судебный спор, проверить товарные знаки на предмет схожести также придётся. Понадобится экспертиза и тогда, когда один производитель создал упаковку и товарный знак слишком похожий на чужой товарный знак.

Роль искусствоведческой экспертизы

Чтобы отстоять законные интересы правообладателя товарного знака при его незаконном использовании третьими лицами, требуется собрать доказательства. Искусствоведческая экспертиза позволяет подтвердить, что товарный знак не уникален и нарушает права других правообладателей, или, напротив, опровергнуть данное обстоятельство. Исследование может проводится как в рамках судебных споров, но и на стадии внесудебного разбирательства – когда стороны хотят решить конфликт самостоятельно.

Заключение искусствоведческой экспертизы – официальный документ, в котором отражены выводы эксперта относительно схожести и различии исследуемых объектов. При соответствии данного документа требованиям законодательства суд рассматривает его в качестве доказательства по делу. Кроме того, наличие заключения эксперта нередко позволяет решить конфликт мирным путём, без инициирования судебных разбирательств.
Эта страница полезна?
Да
Нет
83% клиентов считают страницу полезной
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!
Возврат к списку